Коммуникативные и поведенческие аспекты проблемы ВИЧ-инфекции и ИППП: результаты опроса студенческой молодежи в Новосибирске
https://doi.org/10.31549/2542-1174-2022-6-1-7-21
Аннотация
Введение. Продолжительное время инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), и ВИЧ-инфекция рассматривались независимо друг от друга. Однако в настоящее время эти инфекции, помимо схожего механизма распространения и социальной обусловленности, неразрывно связаны с формами сексуального поведения. Молодые люди являются социально-активной частью населения, из-за чего представляют собой группу риска по заболеваемости и распространению ИППП и ВИЧ-инфекции. Вследствие этого анализ осведомленности молодежи о ВИЧ-инфекции и ИППП представляет собой особую важность.
Цель. Оценить особенности полового поведения и информированность молодежи в отношении ИППП и ВИЧинфекции, а также изучить отношение и степень готовности к оказанию помощи ВИЧ-инфицированным пациентам среди студентов медицинского университета.
Материалы и методы. Использованы данные социологического опроса молодежи, проведенного в период 2016–2020 гг. среди студентов высших (университеты: медицинский, педагогический и путей сообщения) и среднеспециальных (колледж парикмахерского искусства, факультет среднего профессионального образования аграрного университета) образовательных учреждений г. Новосибирска.
Результаты. Половое поведение участвующих в исследовании студентов высших и среднеспециальных образовательных учреждений характеризуется как рискованное. Информированность и знания об ИППП и ВИЧинфекции среди студентов в Новосибирске представляются недостаточными. Большинство студентов (69 %) медицинского вуза испытывают страх заражения ВИЧ-инфекцией при оказании медицинской помощи ВИЧинфицированным пациентам. Уровень профессиональной коммуникативной толерантности будущих врачей оценивается как высокий (80 %).
Заключение . Среди молодых людей отмечается низкая информированность в отношении сексуального здоровья. Выявленное в процессе опроса у студентов медицинского вуза незнание правовых аспектов оказания помощи ВИЧ-инфицированным больным требует более детального изучения данных вопросов во время подготовки будущих врачей к профессиональной деятельности.
Об авторах
А. А. ХрянинРоссия
д-р мед. наук, профессор кафедры дерматовенерологии и косметологии
eLibrary SPIN: 4311-2475
630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
И. О. Маринкин
Россия
д-р мед. наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии, ректор
630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
Т. А. Шпикс
Россия
канд. мед. наук, доцент кафедры педагогики и психологии
630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
М. В. Русских
Россия
ассистент кафедры дерматовенерологии и косметологии
630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
Е. В. Черникова
Россия
канд. мед. наук, ассистент кафедры дерматовенерологии и косметологии
630091, г. Новосибирск, Красный просп., 52
Список литературы
1. Кисина В.И., Вавилов В.В. Социально значимые инфекции, передаваемые половым путем: эпидемиологические тенденции // Врач. 2009;11:37–41.
2. Эпидемия ВИЧ в России в 2019–2021 годах. URL: https://spid-vich-zppp.ru/statistika/vich-vrossii-2019.html (дата обращения: 02.12.2021).
3. ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России [титульная страница сайта]. URL: https://last.mednet.ru/miac/meditsinskaya-statistika#h5-sotsialno-znachimyezabolevaniya (дата обращения: 02.12.2021).
4. Хрянин А.А., Решетников О.В., Шпикс Т.А. и др. Знания и информированность молодых людей о ВИЧ/СПИД и особенности их полового поведения // Вестн. дерматологии и венерологии. 2018;94(5):59–65. doi: 10.25208/0042-4609-2018-94-5-59-65.
5. Антонова Д.В., Бочаров В.В., Хрусталева Н.С. Cтереотипы представлений о ВИЧ-инфекции, способствующие росту эпидемии // ВИЧ-инфекция и иммуносупрессии. 2020;12(3):51–58. doi: 10.22328/2077-9828-2020-12-3-51-58.
6. Усолкина Е.Н., Шпикс Т.А., Тагильцева Е.Н. Исследование уровня коммуникативной толерантности и тревожности у студентов медицинского вуза // Педагогический профессионализм в современном медицинском образовании: сб. науч. тр. Новосибирск: ИПЦ НГМУ, 2020. С. 123–130.
7. Методика диагностики коммуникативной установки. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): сб. науч.-метод. ст. под ред. С.К. Бондырева. 2-е изд. М.; Воронеж, 2003. С. 386.
8. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.
9. Хрянин А.А., Решетников О.В., Бочарова В.К., Русских М.В., Маринкин И.О. Отношение студентов- медиков к ВИЧ-инфицированным // ВИЧинфекция и иммуносупрессии. 2019;11(3):92–97. doi: 10.22328/2077-9828-20119-11-3-92-97.
10. Мазелис В.В., Мазелис А.Л., Чернявская В.С. Обратная связь в диагностике структуры представлений о взаимоотношениях врача и больного // Мир науки, культуры, образования. 2013;4(41):242–245.
Рецензия
Для цитирования:
Хрянин А.А., Маринкин И.О., Шпикс Т.А., Русских М.В., Черникова Е.В. Коммуникативные и поведенческие аспекты проблемы ВИЧ-инфекции и ИППП: результаты опроса студенческой молодежи в Новосибирске. Journal of Siberian Medical Sciences. 2022;(1):7-21. https://doi.org/10.31549/2542-1174-2022-6-1-7-21
For citation:
Khryanin A.A., Marinkin I.O., Shpiks T.A., Russkikh M.V., Chernikova E.V. Communicative and behavioral aspects of the problem of HIV infection and STIs: results of a survey of students in Novosibirsk. Journal of Siberian Medical Sciences. 2022;(1):7-21. https://doi.org/10.31549/2542-1174-2022-6-1-7-21