Анализ обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан на территории Новосибирской области
https://doi.org/10.31549/2542-1174-2022-6-4-87-98
Аннотация
Введение. Несмотря на значительные финансовые ресурсы, выделяемые на лекарственную помощь в субъектах Российской Федерации, сохраняются различия в обеспечении гарантий доступности лекарственных препаратов населению, имеющему право на меры социальной поддержки. В связи с этим разработка организационно-
фармацевтических мероприятий по оптимизации системы льготного лекарственного обеспечения населения (на примере Новосибирской области (НСО)) представляет собой актуальное направление современной фармацевтической науки.
Цель. Анализ обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан на территории НСО.
Материалы и методы. Источниками информации служили ведомственные материалы государственного казенного учреждения (ГКУ) НСО «Новосибоблфарм», база ГКУ «Новосибоблфарм» по стоимости и количеству обеспеченных и отложенных рецептов за период 2019–2021 гг. по 35 муниципальным образованиям (МО) НСО. Использовались контент-анализ, метод экспертных оценок, логический, непараметрический (ранговый), экономико-статистический, кластерный анализ.
Результаты. Мониторинг количества граждан, имеющих право на получение лекарственных препаратов на льготных условиях, за анализируемый период в федеральном сегменте позволил установить прирост льготополучателей на 13.96 %, а в региональном сегменте сокращение на 5.19 %, анализ количества и стоимости обеспеченных рецептов и поставленных лекарственных средств за этот период показал, что лекарственная помощь региональным льготополучателям улучшилась, а федеральным льготополучателям ухудшилась по всем показателям. В результате оценки структурной схожести системы обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС) были выделены территориальные системы льготного лекарственного обеспечения МО НСО отдельно по федеральному и региональному сегментам за 2019–2021 гг. Установлено, что в федеральном сегменте только 18 (51.4 %) МО в 2019 г., 20 (57.14 %) МО в 2021 г. из 35 МО Новосибирской области имеют рациональную структуру льготного лекарственного обеспечения, прирост составил 11.16 %. В региональном сегменте только 21 (60.0 %) МО в 2019 г., 22 (62.80 %) МО в 2021 г. из 35 МО Новосибирской области имеют рациональную структуру льготного лекарственного обеспечения, прирост составил 4.76 %.
Заключение. Выявлена нерациональная структура льготного лекарственного обеспечения, заключающаяся в ее существенной структурной схожести в кластерах, асимметрии по федеральному и региональному сегментам, что требует углубленного исследования и пересмотра инфраструктуры льготного лекарственного обеспечения, обоснования новых направлений перспективного развития системы ОНЛС.
Об авторах
А. С. ДжупаровРоссия
Александр Сергеевич Джупаров, преподаватель
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет»
кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения
Новосибирск
Г. Я. Ибрагимова
Россия
Гузель Ярулловна Ибрагимова, д-р фармацевт. наук, профессор, заведующий кафедрой
ФГБОУ ВО «Башкирский государственный медицинский университет»
кафедра управления и экономики фармации с курсом медицинского и фармацевтического товароведения
Уфа
И. А. Джупарова
Россия
Ирина Алексеевна Джупарова, д-р фармацевт. наук, доцент, заведующий кафедрой
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный медицинский университет»
кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения
630091
Красный просп., 52
Новосибирск
Список литературы
1. Джупарова И. А. Теоретические и методические основы построения фармакогеографической модели модернизации системы управления лекарственным обеспечением больных социально значимыми заболеваниями на региональном уровне: дис. … д-ра фармацевт. наук / И. А. Джупарова. – Новосибирск, 2013. – 466 с.
2. Цомартова Ф. В. Государственные гарантии доступности лекарственных средств в России и за рубежом / Ф. В. Цомартова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2018. – 4 (71): 161-170. DOI: 10.12737/art.2018.4.21
3. Шукиль Л. В. Стратегическое моделирование региональной лекарственной политики в условиях реформирования системы здравоохранения (на примере Омской области): дис. ... д-ра фармацевт. наук / Л. В. Шукиль. – М., 2017. – 438 с.
4. Решетников А. В. Социология медицины / А. В. Решетников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014.
5. Spichak I. V., Dereglazova Ju. S., Petrovskaya T. Yu. Оptimization of information support for pharmacies in the field of pharmaceutical aid to children with arthropathy // Research Result. Medicine and Pharmacy Series. 2015; 1 (4); 87-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/optimization-of-information-support-for-pharmacies-in-the-field-of-pharmaceutical-aid-to-children-with-arthropathy.
6. О государственной социальной помощи: федер. закон от 17. 07. 1999 № 178-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс». URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения: 05. 10. 2022).
7. О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения: постановление Правительства Российской Федерации от 30. 07. 1994 № 890. URL: https://base.garant.ru/101268/ (дата обращения: 05. 10. 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Джупаров А.С., Ибрагимова Г.Я., Джупарова И.А. Анализ обеспечения лекарственными средствами льготных категорий граждан на территории Новосибирской области. Journal of Siberian Medical Sciences. 2022;(4):87-98. https://doi.org/10.31549/2542-1174-2022-6-4-87-98
For citation:
Dzhuparov A.S., Ibragimova G.Ya., Dzhuparova I.A. Analysis of the provision of medicines to beneficiary categories of citizens in the Novosibirsk Region. Journal of Siberian Medical Sciences. 2022;(4):87-98. https://doi.org/10.31549/2542-1174-2022-6-4-87-98