Аптечный бизнес и его социальная ответственность
Аннотация
В современном мире социальная ответственность бизнеса (СОБ) является важным фактором, предопределяющим оптимальное использование ресурсов для устойчивого развития организации. СОБ — это не просто ответственность организации перед государством, перед людьми и другими организациями, с которыми она сталкивается в процессе своей деятельности, а философия компании, заботящейся в своем развитии о репутации и конкурентных преимуществах, а также об обеспечении достойного уровня жизни своих сотрудников. Фармацевтический бизнес, в том числе аптечный, является одной из важных и социально значимых отраслей современной экономики страны. Однако проблематика социальной ответственности субъектов фармацевтического рынка осталась за пределами сферы научных интересов отечественных ученых. Вышеизложенное подчеркивает актуальность и научную новизну исследования. Целью исследования являлось изучение социальной ответственности в сфере аптечного бизнеса. Материалами исследования служили первичные источники информации (опросные листы) и вторичные — официальные сайты аптечных сетей России. В данной статье приведены теоретический аспект СОБ (теории, предложенные Э. Карнеги, Г. Боуэном, А. Кэрроллом, М. Фридманом и др., основные нормативные документы по СОБ), а также практический аспект — внедрение в учебный процесс результатов настоящего исследования. Представлены результаты анализа публичной информации, размещенной на официальных сайтах аптечных организаций. Установлено, что информация носит фрагментарный характер, руководители аптечных сетей не имеют достаточных знаний о концепции СОБ. Описаны мотивы разработки инновационных занятий по исследуемой теме для студентов фармацевтических учебных заведений.
Об авторах
Н. Н. КареваРоссия
Карева Нина Николаевна — доктор фармацевтических наук, профессор кафедры управления и экономики фармации
197376, г. Санкт-Петербург, ул. проф. Попова, 14
В. Д. Швецова
Россия
Швецова Валерия Дмитриевна — аспирант кафедры управления и экономики фармации
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бикеева М.В. Социальная ответственность бизнеса: теория, методология, практика. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. С. 27–28, 39–40.
2. Виттенберг Е.Я. Социальная ответственность бизнеса на постсоветском пространстве. М.: РГГУ, 2011. С. 16–18, 79–81.
3. Сараханова Н.С., Голубкова Н.А. Формирование и эволюция концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник факультета управления СПбГЭУ. 2017. №. 1–2. С. 393–399.
4. Bowen H.R. Social Responsibilities of the Businessman. N.Y.: Harper, 1953. P. 6.
5. Криворотько И.А., Тулякова Н.А. Корпоративная социальная ответственность: мировой опыт развития // Уч. зап. Крымского фед. ун-та им. В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2015. Т. 1 (67), №3. С. 54–62.
6. Carroll A. The Pyramid of corporate social responsibility: toward the moral management of organizational stakeholders // Business Horizons. 1991. Vol. 34 (4). P. 39–48.
7. Чубарова Т.В. Социальная ответственность в рыночной экономике: работник, бизнес, государство. СПб.: Нестор-История, 2011. С. 60–85.
8. Друкер П.Ф. Эпоха разрыва: ориентиры для нашего меняющегося общества / пер. с англ. и ред. Б.Л. Глушака. М.: Вильямс, 2007. 336 с.
9. Кравцова Е.М., Матвеева В.Ю. Модели социальной ответственности бизнеса в мировой экономике // Экономика, предпринимательство и право. 2016. № 6 (1). С. 81–98.
10. Жилина И.Ю. Страновые модели корпоративной социальной ответственности // Экономические и социальные проблемы России. 2016. № 1. С. 32–62.
11. Responsabilité sociale des entreprises — le développement d’un cadre européen. Institut Europeen de l’Universite de Genève, 2007. P. 47–48. URL: https://www.unige.ch/gsi/files/4014/0351/6367/RodicRSE.pdf. Дата обращения: 01.04.2021.
12. Commission of the European Сommunities. Green Paper: Promoting a European framework for Corporate Social Responsibility. URL: http://ec.europa.eu/transparency/regdoc/rep/1/2001/EN/1-2001-366-EN-1-0.Pdf. Дата обращения: 01.04.2021.
13. Ключевский В.О. Курс русской истории: собрание сочинений. М., 1987. Т.1. С. 250–254.
14. Карева Н.Н. Перспективные направления развития социальной ответственности аптечного бизнеса // Фармация. 2018. Т. 67, № 5. С. 29–34.
15. Социальная хартия российского бизнеса. Редакция 2007 г. URL: http://rspp.ru/12/6273.pdf. Дата обращения: 01.04.2021.
16. ГОСТ Р ИСО 26000-2012. Национальный стандарт РФ. Руководство по социальной ответственности. URL: https://docs.cntd.ru/document/1200097847. Дата обращения: 01.04.2021.
17. Киварина М.В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. 2011. Т. 23. С. 4–6.
18. Сорокина Е.А. Тренды корпоративной социальной ответственности бизнеса в России // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2019. № 9 (431). С.182–188.
19. Глобальный договор ООН (Global Compact). URL: http://www.globalcompact.ru/about/. Дата обращения: 01.04.2021.
20. Руководящие принципы ОЭСР для многонациональных предприятий. URL: https://www.oecd.org/daf/inv/mne/RBC-Matters-Russian.pdf. Дата обращения: 01.04.2021.
21. Соглашения Международной организации труда (МОТ). URL: https://www.ilo.org/global/lang--en/index.htm. Дата обращения: 01.04.2021.
22. Фармацевтический рынок России. Итоги 2017. М.: AlphaRM, 2018. С. 20–34.
23. КакстатьпрофессионаломвсфереКСО. URL: https://www.b-soc.ru/pppublikacii/kak-stat-prof
24. Высшая школа управления и инноваций МГУ имени М.В. Ломоносова. URL: https://hsmi.msu.ru/curriculums/stp/program/korporativnaya-socialnayaotvetstvennost-sovremennye-podhodystrategii. Дата обращения: 01.04.2021.
25. Корпоративная социальная ответственность. МГИМО. URL: https://mgimo.ru/about/structure/faculty/sgp/epgchp/courses/korporativnaya-sotsialnayaotvetstvennost-mo/. Дата обращения: 01.04.2021.
Рецензия
Для цитирования:
Карева Н.Н., Швецова В.Д. Аптечный бизнес и его социальная ответственность. Journal of Siberian Medical Sciences. 2021;(2):136-145.
For citation:
Kareva N.N., Shvetsova V.D. Pharmacy business and its social responsibility. Journal of Siberian Medical Sciences. 2021;(2):136-145. (In Russ.)