Цель . Проанализировать связь между длительными изменениями относительной длины теломер (ОДТ) и отдельными маркерами возрастных изменений сердечно-сосудистой системы, такими как инфаркт миокарда (ИМ) в анамнезе, пульсовое давление или прием антигипертензивных препаратов (АГП) за 15-летний период наблюдения.
Материалы и методы . В исследовании приняли участие 332 пациента среднего возраста с ИМ в анамнезе. ОДТ крови при первичном обследовании и спустя 15 лет определялась методом количественной ПЦР. Для сравнения логарифмического распределения ОДТ на начальном и финальном этапах исследования использовался z-тест. Разница (Δz-оценка) рассчитывалась для каждого больного как маркер относительного изменения длины теломер за 15 лет. Множественный регрессионный анализ проводился с Δz-оценкой как зависимой переменной; независимыми переменными являлись возраст, пол, исходный уровень ОДТ и клинические маркеры возрастных изменений сердечно-сосудистой системы.
Результаты . Установлено, что исходно Δz-оценка ОДТ независимо связана как со случаями (дебютными/ повторными) ИМ (p < 0.039), так и с приемом АГП (p < 0.015) на момент начала исследования. У лиц с ИМ в анамнезе или принимающих АГП наблюдалось большее снижение z-оценки для ОДТ за период исследования, что свидетельствует о более высокой степени укорочения теломер.
Заключение . Изменения ОДТ (их истощение) крови являются потенциальным маркером возрастных изменений сердечно-сосудистой системы, что подтверждается наличием значимой и независимой корреляционной связи между Δz-оценкой и дебютным/повторным ИМ, а также исходным приемом АГП, являющимися признаками многолетней гипертонии, требующей лечения.
В исследование, посвященное изучению показателей овариального резерва у пациенток с функциональными кистами яичников (ФКЯ), включены 137 пациенток с бесплодием и хирургическим лечением ФКЯ в анамнезе. Проведен ретроспективный анализ историй болезни, проспективно определены показатели функционального овариального резерва: сывороточные значения антимюллерова гормона и фолликулостимулирующего гормона, ингибина В, эстрадиола; объем яичников, число антральных фолликулов (ФАС) при сонографии на 2–3-й день менструального цикла. Основную группу (n = 53) составили пациентки, отвечающие Болонским критериям бедного ответа, принятым Европейским обществом репродукции человека и эмбриологии (ESHRE, 2011); группу сравнения — женщины с хорошим ответом на контролируемую индукцию овуляции (n = 84). Контроль — условно здоровые женщины (n = 15).
Наиболее выраженное снижение овариального резерва выявлено при осложненном клиническом течении ФКЯ (разрыв, кровоизлияние). Снижение показателей овариального резерва наблюдалось у пациенток с повторными инвазивными вмешательствами на яичниках, спаечным процессом 3-й и 4-й степени, а также с сопутствующими воспалительными процессами органов малого таза в виде хронического сальпингита.
Проведена оценка пролиферативных и антипролиферативных свойств клеток эндометрия при его гиперплазии, ассоциированной с хроническим эндометритом (ХЭ). В исследование вошли 60 пациенток, из них у 20 при гистологическом изучении биоптатов эндометрия выявлены гиперплазия эндометрия без атипии, ассоциированная с ХЭ (I группа), у 20 — ХЭ (II группа) и у 20 — нормальный эндометрий (III группа — группа контроля). Установлено, что при гиперплазии эндометрия, ассоциированной с ХЭ, наблюдается повышенная экспрессия Ki-67 (площадь иммунопозитивных структур составила 22.73 ± 2.03 % по сравнению с 7.43 ± 1.05 % в группе хронического эндометрита и 2.0 % в группе контроля) и p16INK4a (площадь иммунопозитивных структур достигла 30.0 % по сравнению с 5.8 % во II группе и 2.6 % в III группе). Уровень экспрессии p16INK4a прямо пропорционален уровню экспрессии Ki-67; коэффициент корреляции Спирмена составил 0.869, p = 0.0001, коэффициент Пирсона — 0.909, p = 0.0001.
Коэкспрессия Ki-67 и p16INK4a может быть сигналом нарушения клеточного цикла и требует поиска факторов, определяющих одновременную экспрессию этих маркеров при данной патологии.
В статье проведен анализ тенденций заболеваемости клещевым энцефалитом (КЭ) в России в 2001–2016 гг. и эффективности существующих методов специфической профилактики. За анализируемый период произошло расширение ареала КЭ как в России в целом — до 48 эндемичных территорий, так и в Сибирском федеральном округе (СФО), в том числе в Новосибирской области — до 23. Заболеваемость в РФ имеет поступательную тенденцию к снижению от 4.4 на 100 тыс. населения в 2001 г. до 1.4 на 100 тыс. населения в 2016 г., однако в ряде регионов общероссийский ее уровень в 2016 г. был превышен в 3–10 раз с самыми высокими показателями в Красноярском крае (13.2) и Республике Алтай (9.4). СФО стабильно лидирует по уровню заболеваемости: в 2016 г. в нем зарегистрировано 56 % случаев КЭ и 62 % всех летальных исходов. С 2002 по 2016 г. число вакцинированных в РФ возросло в 1.8 раза, выявлена отрицательная корреляционная связь между числом вакцинированных и заболеваемостью КЭ. Материал, представленный в статье, подтверждает возможность эффективного контроля эпидемического процесса клещевого энцефалита современными способами иммунопрофилактики.
В исследовании, которое проводилось на базе клиники Томского НИИ курортологии и физиотерапии в 2009–2014 гг., приняло участие 182 больных, которые были разделены на 3 группы: основная группа I — 77 больных с бронхиальной астмой (БА) и коморбидной гипертонической болезнью (ГБ); группа сравнения II — 53 больных только БА; группа сравнения III — 52 больных только ГБ. У больных с коморбидными заболеваниями отмечались более значимые нарушения адаптации, нежели у пациентов с каждым из этих заболеваний в отдельности. В частности, у них в 4 раза чаще диагностировались реакции переактивации и стресса, в 2.6 раза был ниже уровень реактивности, чем у больных с ГБ. Частота неблагоприятных реакций адаптации возрастала по мере усиления выраженности удушья и нарушений липидного обмена. У больных основной группы отмечались большие нарушения клеточного иммунитета в виде снижения содержания в крови Т-хелперов, чем у больных БА.
Проведено изучение адаптационных реакций и показателей качества жизни у 457 мужчин (возраст 30–65 лет) в остром периоде инсульта. Больные были разделены на 2 группы: основная — 381 больной, подвергавшийся воздействию вредных производственных факторов (общая вибрация, локальная вибрация, производственный шум, сочетанное воздействие шума и вибрации, токсико-пылевой фактор, электромагнитное излучение); группа сравнения — 76 больных, не работавших в условиях воздействия вредных профессионально-производственных факторов. Адаптационные реакции оценивались по соотношению форменных элементов в лейкоцитарной формуле крови с присвоением ранга напряженности (РН). Каждый ранг напряженности относился к определенному адаптационному состоянию. Для оценки качества жизни обследуемых использовался опросник SF-36, анкетирование по которому проводилось в 2 этапа — на 3-й и 21-й дни заболевания.
Установлено, что на момент развития инсульта больных группы сравнения с РН, относящимся к сбалансированной патологии, было в 2 раза больше, чем в основной группе. Количество больных обеих групп с РН, относящимся к острому стрессу, достоверно не отличалось между собой. Наибольшее число больных основной группы с РН, относящимся к сбалансированной патологии, было среди лиц, на которых воздействовала локальная вибрация. Показатели качества жизни (физический и психологический компонент здоровья) основной группы без достоверной разницы не превышали аналогичных показателей группы сравнения как на 3-й, так и на 21-й дни развития инсульта.
С целью изучения экспрессии фактора роста эндотелия сосудов (VEGF), костного морфогенетического протеина – 15 (BMP-15) и коннексина – 37 (Cx-37) в яичниках крыс с моделью функциональных кист яичников и при их коррекции был проведен эксперимент на половозрелых белых крысах-самках линии Wistar. Группа I (основная, n = 25) — моделирование функциональных кист яичников (введение фолликулостимулирующего гормона) с последующим лечением бевацизумабом. Группа II (сравнения, n = 35) — моделирование функциональных кист яичников без последующего лечения. Группа контроля (n = 20) — интактные животные. Крысы выводились из эксперимента на 7, 15, 30-е сутки. Проведено иммуногистохимическое исследование экспрессии VEGF, BMP-15, Cx-37.
Моделирование функциональных кист яичников у белых крыс сопровождалось увеличением удельного объема сосудов в яичниках, усилением экспрессии VEGF в стенке кисты, избыточной стимуляцией фолликулогенеза, сопровождавшейся усилением экспрессии BMP-15 и Cx-37 на ранних сроках эксперимента. Введение ингибитора сосудисто-эндотелиального фактора роста вызывало уменьшение количества и удельного объема кист, снижение экспрессии VEGF и приближение удельного объема сосудов и экспрессии VEGF к значениям контрольной группы на 15-е сутки. К 30-м суткам экспрессия BMP-15 и Cx-37 не отличалась от показателей группы интактного контроля.
Таким образом, введение бевацизумаба ускоряет регресс функциональных кист яичников за счет снижения васкуляризации в стенке кисты, сопровождающейся снижением экспрессии VEGF. Выявленное уменьшение количества растущих фолликулов, усиление процессов атрезии в фолликулах и изменение экспрессии факторов овосоматического взаимодействия (BMP-15, Cx-37) имеют кратковременный характер.
Западная Сибирь является одним из основных регионов с большим количеством ВИЧ-инфицированных лиц. Участковые терапевты — ключевое звено, которое осуществляет первый контакт с ВИЧ-инфицированными. Однако пока не ясно, насколько врачи общей практики готовы к работе с ВИЧ-инфицированными лицами. В свою очередь, эффективное взаимодействие врача с пациентом может оказаться решающим в формировании позитивного отношения пациента к лечению и в значительной степени повлиять на эффективность будущих лечебных мероприятий. Исследование, результаты которого представлены в статье, было проведено в 2017 г. путем анонимного анкетирования. В исследовании приняло участие 334 студента 4-го курса лечебного и педиатрического факультетов Новосибирского государственного медицинского университета. Для опроса была использована адаптированная анкета, созданная на основе типового опросника ЮНЭЙДС (UNAIDS — Joint United Programme on HIV/AIDS). Обнаружено, что студенты-медики не осуждают ВИЧ-инфицированных людей. Они не считают, что люди с положительным ВИЧ-статусом обязательно ведут себя безнравственно и поэтому заслуживают это заболевание. Они готовы помогать этим пациентам, хотя сами при этом испытывают страх заражения во время лечебных манипуляций.
Установлено незнание ряда правовых вопросов, касающихся ВИЧ-инфицированных пациентов.
В исследовании, посвященном изучению особенностей гендерной идентичности, защитных механизмов и семейного климата у больных шизофренией, приняло участие 30 чел. (15 — с диагнозом «Шизофрения», средний возраст 37 ± 9.8 года (основная группа), 15 — условно здоровых, средний возраст 43 ± 8.9 года (группа сравнения)). Выявлено, что женщины, больные шизофренией, обладают менее выраженными фемининными качествами, чем женщины группы сравнения. У мужчин с шизофренией присутствуют андрогинные и недифференцированные черты, которых нет у мужчин группы сравнения. Также у пациентов с шизофренией в некоторых случаях обнаружено искажение гендерной идентичности. У больных шизофренией индекс напряженности механизмов психологических защит выше, чем у респондентов группы сравнения. В семейном окружении больных шизофренией менее характерно открытое выражение гнева, агрессии и конфликтное взаимодействие по сравнению с семьями условно здоровых респондентов.
Приведены данные по изучению количественных характеристик жирных кислот в составе фосфолипидных фракций (фосфатидилхолин и фосфатидилэтаноламин) мембран эритроцитов при действии физического стресса (вертикальная фиксация крыс за дорсальную шейную складку). Показано появление новых молекулярных видов фосфолипидов в связи с увеличением в них насыщенных жирных кислот и снижением полиненасыщенных жирных кислот. При введении липидного комплекса из экстракта морской зеленой водоросли Ulva lactucа и коммерческого препарата «Эссенциале» в период стрессового воздействия отмечалось восстановление жирнокислотного спектра фосфолипидов эритроцитов. Действие липидного комплекса из Ulva lactucа оказалось более эффективным по сравнению с Эссенциале.
С целью изучения ассоциации однонуклеотидных полиморфизмов промоторных участков генов MMP2, MMP3 и MMP9 с факторами сердечно-сосудистого риска и поражением каротидных артерий у больных ревматоидным артритом (РА) были обследованы 212 больных РА (181 женщина, 31 мужчина; средний возраст — 58.0 года) с умеренной и высокой активностью заболевания (средняя оценка по DAS28 — 4.96). В ходе исследования устанавливались традиционные и связанные с течением воспалительной артропатии факторы сердечно-сосудистого риска; проводилось генотипирование с определением однонуклеотидных полиморфизмов ММР3 5А-1171 6А (rs3025058), ММР9 С-1562Т (rs3918242), ММР2 С-1306Т (rs2438650). С помощью ультразвуковой доплерографии брахиоцефальных артерий выявляли атеросклеротические бляшки (АБ).
У больных с генотипом MMP9 -1562TT АБ встречались чаще, чем у носителей дикого аллеля С (71.4 % против 26.3 %, р = 0.022), и эта ассоциация сохранялась даже после корректировки по возрасту и полу. Генотип MMP2-1306TT встречался у 18.6 % больных с АБ в сравнении с 7.9 % у больных без бляшки (р = 0.025), но после коррекции по возрасту и полу данные различия нивелировались (р = 0.14).
Таким образом, выявлены отличия встречаемости различных генотипов MMP2 и MMP9 в зависимости от наличия АБ у больных РА, что свидетельствует о возможном влиянии этих полиморфизмов на поражение каротидных артерий и формирование предрасположенности к развитию сердечно-сосудистых событий.
Изучена динамика основных эхокардиографических параметров миокарда левого желудочка (МЛЖ), отражающих механизмы его ремоделирования у пациентов с метаболическим синдромом и обструктивными нарушениями дыхания во сне. В исследовании приняли участие 98 мужчин с избыточной массой тела (индекс массы тела более 30 кг/м2) с установленным ранее диагнозом артериальной гипертензии и достигнутой стабилизацией артериального давления на фоне адекватной медикаментозной терапии. Всем участникам исследования проводился кардиореспираторный мониторинг ночного сна с целью диагностики обструктивных нарушений дыхания во сне с оценкой индекса апноэ/гипопноэ и средней сатурации за ночь и ЭХОКГ для установления ряда структурных параметров МЛЖ — размеров левого предсердия, толщины межжелудочковой перегородки и задней стенки левого желудочка, индекса массы МЛЖ.
Выявлены достоверные корреляции между длиной левого предсердия и толщиной задней стенки левого желудочка и индексом апноэ/гипопноэ. Достоверных ассоциаций исследуемых структурных параметров МЛЖ с уровнем ночной гипоксемии обнаружено не было. По результатам исследования сделаны выводы о вероятном независимом влиянии периодической обструкции верхних дыхательных путей на процессы ремоделирования левого желудочка при отсутствии прямого влияния на них ночной гипоксемии.