ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Бис-[3'(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропил]сульфид и додецил(3,5-диметил-4-гидроксибензил) сульфид — фенольные серосодержащие антиоксиданты. Цель настоящего исследования — разработка спектрофотометрических методик для установления подлинности и количественного определения этих субстанций. В ходе валидации методики построены калибровочные графики для оценки линейности в диапазоне концентраций 0.001–0.01 % для бис-[3'(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропил]сульфида и 0.0005–0.005 % — для додецил(3,5-диметил-4-гидроксибензил)сульфида. Коэффициент корреляции для бис-[3'(3,5-ди-трет-бутил-4гидроксифенил)пропил]сульфида составил 0.999, для додецил(3,5-диметил-4-гидроксибензил)сульфида — 0.996; предел обнаружения, рассчитанный с помощью данных калибровочного графика, составил 3.14 · 10 –5 и 3.75 · 10 –5 %, предел количественного обнаружения — 0.00103 и 0.00108 % для бис-[3'(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил) пропил]сульфида и додецил(3,5-диметил-4-гидроксибензил)сульфида соответственно. Величина относительного стандартного отклонения (RSD) при оценке прецизионности обеих методик не превысила допустимых 2 %.
Таким образом, разработанные методики могут использоваться для установления подлинности и количественного определения бис-[3’(3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил)пропил]сульфида и додецил(3,5-диметил-4гидроксибензил)сульфида.
Введение. Гиперпродукция фиброзной ткани как конечный этап хронического воспаления простаты усугубляет нарушение уродинамики и замедляет выздоровление.
Цель. Определить возможность повышения эффективности лечения больных хроническим абактериальным простатитом за счет антисклеротической ферментотерапии; доказать ее позитивное влияние на уродинамику и микроциркуляцию в простате.
Материалы и методы. В открытое, проспективное, рандомизированное, сравнительное исследование включены 60 больных хроническим абактериальным простатитом категории IIIа. Участники были разделены на две группы: основную (ОГ, 31 пациент) и группу сравнения (ГС, 29 пациентов). Пациенты ОГ получали базовую терапию с включением препарата лонгидаза в виде ректальных суппозиториев по 3000 МЕ действующего вещества трижды в неделю, 20 суппозиториев на курс. Пациенты ГС получали идентичную базовую терапию в сочетании с ректальными суппозиториями, содержащими 500 мг метилурацила — также 3 раза в неделю, всего 20 суппозиториев на курс.
Эффективность лечения оценивали по динамике показателей мочеиспускания и микроциркуляции, по уменьшению баллов по шкале симптомов National Institutes of Health — Chronic Prostatitis Symptom Index (NIHCPSI) и по снижению числа лейкоцитов в секрете простаты. Отличный результат подразумевал снижение суммы баллов по шкале NIH-CPSI до 14 и ниже, числа лейкоцитов в секрете простаты — до 10 в поле зрения и менее, улучшение показателей уродинамики и микроциркуляции на 40 % и более от исходного.
Результаты. В ОГ отличный результат был достигнут у 21 больного (67.7 %), в ГС — у 14 пациентов (48.3 %). Хороший результат отмечен у 9 пациентов (29.1 %) ОГ и у 11 (37.9 %) в ГС. Среди пациентов, получавших лонгидазу, только в одном случае (3.2 %) не было эффекта, а в ГС таковых было в четыре раза больше (4 пациента; 13.8 %).
Выводы. Антисклеротическая ферментотерапия препаратом лонгидаза в виде ректальных суппозиториев способствовала достоверному уменьшению выраженности симптоматики простатита, улучшению параметров уродинамики и микроциркуляции простаты.
В работе рассматривается проблема обеспечения детей безопасными и эффективными лекарственными препаратами (ЛП). Отсутствие лекарственных средств, обеспечивающих возрастное дозирование активных ингредиентов и соответствующих современному уровню развития педиатрии, является причиной нерациональных (offlabel, unlicensed drug) назначений. Согласно опроса 157 экспертов из Санкт-Петербурга (врачей высшей категории, работающих в отделениях педиатрического профиля), терапия «вне инструкции» представлена 113 международными непатентованными наименованиями ЛП, относящихся к 40 фармакотерапевтическим группам — преимущественно в формах таблеток (51.79 %), растворов для инъекций (13.86 %), а также капсул (8.64 %).
Решение проблемы «детских лекарств» возможно путем организации мелкосерийного и индивидуального аптечного изготовления препаратов. На сегодняшний день на территории Российской Федерации (РФ) зарегистрировано право на изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения у 1648 лицензиатов, возможность изготовления наркотических средств, психотропных веществ имеют менее 2 % лицензиатов, 1/4 всех производственных аптек сконцентрированы в двух субъектах РФ: Москве (12 %) и Санкт-Петербурге (9 %). Проблема индивидуального изготовления лекарственных препаратов во многом обусловлена несовершенством нормативно-правового регулирования фармацевтической деятельности в данной области. На основе систематизации результатов глубинного интервьюирования руководителей производственных аптек СанктПетербурга предложены пути совершенствования существующих механизмов государственного регулирования.
Эксперимент, в ходе которого изучали влияние профилактического введения экстрактов калины и элеутерококка на биохимические показатели крови при интоксикации оксидами азота, проводили на 80 крысах линии «Вистар». Животные были разделены на 4 группы: 1-я — интактные, 2-я — интоксикация оксидами азота, 3-я — экстракт калины + оксиды азота, 4-я — экстракт элеутерококка + оксиды азота. Интоксикацию оксидами азота осуществляли в течение 6 мин в концентрации 4.3 мг/м3 (предельно допустимая концентрация в атмосферном воздухе — 0.4 мг/м3). Интоксикация сопровождалась истощением системы антиоксидантной защиты организма, развитием выраженной дислипопротеинемии и дислипидемии. Выживаемость животных при интоксикации и введении экстрактов калины и элеутерококка составила 70 %, тогда как при интоксикации без профилактического приема препаратов — 40 %.
Таким образом, профилактический прием экстрактов калины и элеутерококка может быть рекомендован жителям экологически неблагоприятных регионов для снижения последствий техногенного воздействия.
С целью уточнения особенностей структурно-функционального состояния сердца при сочетании хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ) и бронхиальной астмы (БА) у лиц пожилого возраста с артериальной гипертензией (АГ) проведено данное исследование. Обследовано 15 мужчин с ХОБЛ и БА (средний возраст — 68.4 ± 3.6 г.). Группу сравнения составили 15 больных ХОБЛ (средний возраст — 63.4 ± 3.2 г.). У всех лиц ХОБЛ была категории В.
Выявлено, что при сочетанной бронхообструктивной патологии, в отличие от больных с ХОБЛ, у лиц пожилого возраста с АГ отмечается большая степень выраженности концентрической гипертрофии левого желудочка при повышении его контрактильности (а именно глобальной продольной систолической способности) на фоне отсутствия отличий по диастолической его функции и, в частности, продольной. При сочетании ХОБЛ и БА, в отличие от больных с ХОБЛ, у лиц пожилого возраста с АГ отмечается большая степень нарушения активного расслабления правого желудочка при повышении его функции, в частности глобальной продольной систолической функции, на фоне более выраженной легочной гипертонии. Выявленные особенности гемодинамики малого круга кровообращения и функции правого желудочка являются основой для выбора патогенетически оправданной терапии, направленной не только на снижение давления в легочной артерии, но и на улучшение кальциевых механизмов как в систолу, так и в диастолу.
Введение. Флувоксамин используется для лечения пациентов с депрессивными расстройствами, коморбидными с алкоголизмом, причем немалая доля пациентов данной группы не отвечает должным образом на терапию, у многих отмечается развитие дозозависимых нежелательных лекарственных реакций. В ранее проводимых исследованиях показано, что в биотрансформации флувоксамина принимает участие CYP3A, активность которого во многом зависит от полиморфизма кодирующего его гена.
Цель. Изучить влияние активности CYP3A на профиль эффективности и безопасности флувоксамина у пациентов с расстройствами депрессивного спектра, коморбидными с алкогольной зависимостью.
Материалы и методы. В исследовании принимало участие 96 мужчин с депрессивными расстройствами, коморбидными с алкогольной зависимостью (средний возраст — 39.9 ± 15.4 г.). Для лечения применяли флувоксамин в дозе 125.0 ± 50.3 мг/сут. Профиль эффективности оценивали с помощью валидизированных психометрических шкал, профиль безопасность терапии — при помощи международной валидизированной шкалы оценки выраженности побочного действия UKU. Генотипирование проводилось методом полимеразной цепной реакции в режиме реального времени. Активность CYP3A оценивали методом высокоэффективной жидкостной хроматографии по отношению концентраций эндогенного субстрата и его метаболита в моче (6β-гидроксикортизол/ кортизол).
Результаты. В ходе проведенного анализа не были получены статистически значимые результаты в показателях оценки эффективности (баллы по шкале HAMD к концу курса терапии: генотип GG — 4.0 балла [2.0; 8.0], генотип GA — 3.0 балла [1.0; 5.0], p > 0.999) и безопасности (баллы по шкале UKU: генотип GG — 3.0 балла [1.0; 5.0], генотип GA — 4.0 балла [3.0; 4.0], p > 0.999).
Заключение. В исследовании, проведенном в группе из 96 пациентов с депрессивными расстройствами, коморбидными с алкоголизмом, было продемонстрировано отсутствие влияния активности CYP3A на показатели клинической эффективности и безопасности флувоксамина.
Для определения эффективности и безопасности лекарственного препарата на основе иммобилизированного субтилизина (СУБТ) проведены экспериментальные (с использованием крыс-самцов линии Wistar и Balb/C) и клиническое (VETTER-1 — Venous Thrombosis Therapy) исследования. Экспериментальные исследования показали прямое тромболитическое действие СУБТ на 1-, 2- и 24-часовые тромбы (in vitro) и отсутствие локальных изменений у крыс с κ-каррагинановым тромбозом (in vivo). В ходе клинического исследования у пациентов, получавших СУБТ, увеличение кровотока на 5 % от исходного либо реканализацию вены наблюдали в 1.5–1.6 раза чаще по сравнению с пациентами, получавшими плацебо.
Таким образом, лекарственный препарат на основе СУБТ может быть использован в терапии венозных тромбозов.
Эксперимент, в ходе которого изучалась фармакологическая активность суппозиториев вагинальных с густым экстрактом листьев шалфея лекарственного (ГЭЛШЛ) на модели индуцированного вагинита, проводился на 36 крысах-самках. Животных разделили на 6 групп (по 6 крыс в каждой): 1-я — контрольная (интактные крысы); 2-я — индуцированный вагинит; 3-я — индуцированный вагинит с фармакокоррекцией суппозиториями вагинальными «Метронидазол»в дозе 43 мг/кг; 4-я — индуцированный вагинит + суппозитории с облепиховым маслом в дозе 43 мг/кг; 5-я — индуцированный вагинит + суппозитории вагинальные с ГЭЛШЛ в дозе 4.3 мг/кг; 6-я — индуцированный вагинит + суппозитории вагинальные с ГЭЛШЛ в дозе 8.5 мг/кг. Экспериментальный вагинит моделировали путем однократного интравагинального введения флогогена в дозе 0.2 мл на одно животное.
Установлено, что исследуемый препарат в дозе 4.3 мг/кг проявляет максимальную регенерирующую активность. Так, при коррекции вагинита исследуемым препаратом в дозе 4.3 мг/кг толщина эпителия составила 65.06 [38.2–89.4] мкм (при лечении суппозиториями «Метронидазол» и суппозиториями с облепиховым маслом 43.3 [34.7–55.6] и 76.6 [48.7–107.1] мкм соответственно), а соотношение эпителия и стромы собственной пластинки слизистого слоя влагалища было близким к норме.
Таким образом, суппозитории вагинальные с ГЭЛШЛ являются перспективными для дальнейшего изучения в качестве потенциального средства для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний нижнего отдела женского полового тракта.